Wednesday, September 14, 2016

Комментарии к посту: Дао в Поэзии. Борис Пастернак




В этом посте я объясню строки поэмы Бориса Пастернака  "Быть знаменитым некрасиво" в стиле комментария к классическому китайскому тексту, чтобы уважаемый читатель  смог соединить для себя мировозрение присущее Даоской традиции с этой поэмой, и может быть понял насколько близок Пастернак к "даoсскому идеалу" если так можно выразиться.

1)Быть знаменитым некрасиво.

Стремление к признанию, и её прямому результату знаменитости, отнимает вниманиe от созерцания Дао, тобишь Пути, или же Невидимого. Знаменитость годится для людей которые живут так сказать "во вне". Даосский Путь, он основан на созерцании внутреннего мира, и уже на основе этого раширения и роста. Внешний мир несколько иллюзорен, и поэтому даосский адепт ищет уединения, хотя бы на первых этапах практики.

2)Не это подымает ввысь.

Так как для Даосского Адепта точка соотношения находится в другом месте, он не стремиться возвыситься с точки зрения общества. Видя более широкую картину вещей и их отношений внутри он знает что "подымает ввысь" только дух. .

3)Не надо заводить архива,

Оставлять после себя записи о своих деяниях, мол "я сделал то то и то то, и принёс такую то и такую то пользу" тоже не имеет смысла для Даосского адепта - что за толк в словах если Дао всё равно ими невыразить (первая строка из Лао Цзы) ? "Архив" с точки зрения Даосского Пути это ненужная окаменелость.

4)Над рукописями трястись.

Опять же, зачем "трястись над рукописями"? То есть тратить время на то что неявляется действительно важным? Главный приоритет Даосского адепта это созерцание Дао, необозримого в своей сущности, это даёт истинное счастье и приводит к цели и завершению. Всё остальное второстепенно.


5)Цель творчества самоотдача,

Цель любого действия по сути глубоко укорененна в личный интересах, то есть она делает вам лучше. Любой созидательный процесс естественным образом возвышает, восполняя ваши душевные изыскания  - других итогов просто не может быть.


6)А не шумиха, не успех.

Возвращаясь к знаменитости и "шумихе". Даосскомо адепту не нужны рукоплескания и премии, потому что она самодостаточна тем что находится на Пути, величайшим из всех достижений. По-сравнению с таким достижением блекнут все аплодисменты.

7)Позорно ничего не знача,

После многих лет медитативных и т.д. практик ученик Даосского пути становится пустым, то есть свободным от каких бы то ни было личных побуждений или влияний. Для окружаещего мира такой человек отождествляется с некой бесполезностью, даже позорной в некоторых ситуациях. Такой человек ничего не значит: его трудно  заинтересовать политикой, любовными интригами, или финансовыми возможностями.

8)Быть притчей на устах у всех.

О таком человеке никто не говорит и даже не сплетничает - не интересно это.


9)Но надо жить без самозванства,

Тут автор делает такой крюк, что тоже характерно для Восточной литературы, в частности Даосской и Дзенской. Оказывается что даже с таким отсутствием эгоизма возможно усиление сильного желания утвердиться. Иногда оно настолько сильно что в человеке преобладает состояние которое я называю "синдром учителя". Нужно, абсолютно нужно быть признаным, уважаемым, со всеми присущим этой позиции бенефитами. Человек становится неким Лжедмитрием - и вид вроде правильный и имя тоже, но вот только сущность ещё не на месте. Должен Вам сказать что это одно из любимых мест застревания для любого свершившегося архата. И в этом нет на самом деле ничего плохого, только немножко попахивает некой неотёсанностью.

10)Так жить, что бы в конце концов


Показать определённое усилие, гонг фу, которое и приведёт к конечному результату. Гонг фу это время потраченое на совершествование какой то дисциплины. Так как речь идёт о Даосском гонг фу, тоесть внутренней культивации, то мы говорим о таких практиках как всевозможные виды цигуна, методы сексуальной культивации по одиночкe и в паре, а так же всевозможные виды медитативныx и боевых практик. Всё это зачастую обобщается под названием ней гонг.




 11) Привлечь к себе любовь пространства,


Заключительный этап практики это так называемое "сокрушение пустоты", или "полное единение с Дао". Безусловно, если всё делается правильно, то привлечена любовь пространства, то есть везде следует удача в целостном смысле этого слова; успех в работе и в личной жизни кажется не таким уж недостижимым. Хорошие добросердечные отношения являются прямым следствием повышенного осознания, и многиx лет отрешённой жизни. Любовь пространства, это любовь внутри, это роман со Вселенной.


12)Услышать будущего зов.


Кроме этого, появляется повышенное чувство интуиции, если не провидения, то хотя бы видения - не обязательно угадывать что произойёт, просто чувствуйте, и смотрите неким внутренним взглядом. Это заменяет кучу лишних действий. Как говорится в великой книге Дао Дэ Дзин, "Мудрец сидит дома  и видит весь мир".


13)И надо оставлять пробелы


Как и номер этой строчки "13", в Даосской нумерологии обозначает пробел, или ворота, в жизни неумолимо присутствуют пробелы между звуками, между событиями. Даос стремится найти через эти пробелы свободу и вылететь через них в общее пространство, где сны становятся реальностью, где неcбыточное становится сбыточным; где человек общается с богами.


14)В судьбе, а не среди бумаг,


В данном случае "бумаги" это всё что ни есть рутинное - всякие там процессы связанные с каждодневкой. Всё должно быть сделано чисто, чётко, пунктуально, и даже педантично: "без пробелов". Причина в том что философия очень часто выводит адепта на такой уровень где всё человеческое как бы становится неважным. От туда некая профессорская небрежность, даже неряшливость. Такой подход надо по возможности избегать, а то есть вероятность что небесный нектар превратится в смрад.


15)Места и главы жизни целой


Где мы были? Что мы делали в процессе своей жизни? Чему её посвятили? Какую книгу вы написали своими поступками?


16)Отчеркивая на полях.


На поля выносятся самые важные заметки, те на которые нужно обратить внимание. Какие бы события своей жизни вы бы вынесли на поля? Действительно ли они важны настолько насколько вы думаете? Кто принимал участие в данных событиях? Какой вклад эти люди внесли в вашу жизнь?






17)И окунаться в неизвестность,


Неизвестность это всё что находится вне известности, вне знаемого. Когда мы окунаемся в неизвестность мы рискуем, мы откpываем старые раны, но мы становимся на путь знания, мы входим в Тёмное Женское, или Мистические Ворота как оно красиво называется в Даосских писаниях. Для этого адепт опять и опять становится первоклассником, ничего незнающим ребёнком который опять должен изучать алфавит и внимать своим первым учителям. Для этого взрослому человеку требуется безмерная смелость.






18)И прятать в ней свои шаги,


У того кто ступает на этот путь заметаются следы, и след его в миру больше не виден, от туда один из эпитетов Будды "Как пришедший так и ушедший".




19)Как прячется в тумане местность,


Местность прячется в тумане естественным образом. Туман окутывает местность, и создаёт клобук невидимости вокруг неё. Смотря невооружённым взглядом местности как будто нет, это опасно, так как легко можно споткнутся, потеряться, и даже погибнуть. Требуется особая внимательность. В книге И Цзин (Книге Перемен) Это состояние определяется гексаграммой с 6ю оборванными линиями обозначающими пропасть.


20)Когда в ней не видать ни зги.


Как я уже сказал, "требуется особая аккуратность", но и бенефит тоже больше из за предпринятого риска. Напирмер, дух коммерции и купечества это дух бесстрашия - купцы всегда шли в те земли где ещё никто  из их племени не бывал . Конечно же не все из них возвращались, но те кто были достаточно удачливыми пользовались особыми привилегиями чуть ли не сверхлюдей - они получали уважение из за проявленного бесстрашия и привезённого знания а так же объектов роскоши.




21)Другие по живому следу


И вот след нашёлся и вы уже не в полном неведeнии. Вырисовывается местность которая уже не кажется такой страшной как при первом ознакомлении. Видны следы людей и животных а так же строений на горизонте. То что казалось неизвестным и мистическим становится всё более явным.


22)Пройдут твой путь за пядью пядь,


Вы выбираете след и идёте по нему веря что это правильный след, что он не оборвётся, и что он приведёт к хорошему месту. Требуется внимательность, но уже другого плана чем та которая нужна при полном тумане. Эта аллегория чем то напоминает отношения духовного учителя и ученика.




23)Но пораженья от победы


Идя по следу вы не знаете точно куда он приведёт, но смелость и вера вам всегда приходят на помощь и спасают дажет в самых невероятных ситуациях. Кто может знать что ждёт впереди: поражение или победа?


24)Ты сам не должен отличать.


Бесстрашие. Не зная что впереди продолжая путь с уверенностью взявшейся ни откуда. Борис Леонидович очень важно понял как важно, бесконечно важно оставлять в жизни элемент приключения - ведь по большему счёту никто действительно ничего не знает, ну может быть основываясь на опыте. Но что происходит до и после жизни вряд ли кто то знает.




25)И должен ни единой долькой


Усилия всем телом, всем серцем, всей душой а не "может быть", "наверное". Это часть того что называют единением сознания, тела и духа. "Ни единой долькой" - как прекрасно сказано, по-моему я не видел лучшей метафоры по отношению к нашему телу как созданию энергии.






26)Не отступаться от лица,


А вот и лицо: не форма носа, и не размер ушей, не цвет глаз, и не брови, а лицо духа, того который виден у людей в самых экстремальных ситуациях, и нет такой стратегии которая может это изменить. Не отступаться от лица значит сохранять правильную, безупречноправильную форму во всех случаях жизни, это вовсе не значит что с пеной у рта вам надо доказывать свою правоту, а то что как трава вы абсолютно укорененны в земле и растёте ввысь в независимости от каких либо внешних факторов.


27)Но быть живым, живым и только,


Таким образом после долгих лет практики "быть живым" становится единственным стоющим того приоритетом. "Быть живым" это культивация жизненной энергии ци. Это одновременно и очень легко и непомерно трудно, но без этого казалось бы простого условия жизнь невозможна. А счастливая и полноценная жизнь тем более.


28)Живым и только до конца.


И так, пока не приходит тот самый момент, зов бесконечности который нельзя уже не услышать не проигнорировать. Но потому что Даосский адепт всю свою сознательныю жизнь культивировал ци ему как то не до этого. Уж больно отрешённым он стал. Сидит всё и сидит с ровной как стелла спиной, седые длинные волосы украшающие его кристальный дворец. Он уходит, но на его лице играет мягкая улыбка - ведь он наконец то возвращается к Дао, домой.





No comments :

Post a Comment